?

Log in

No account? Create an account

Классификация оказий

Previous Entry Share Next Entry
Ю-Питер. "Богомол".
avraamizvalaama

Ну, вот теперь, когда многие блоггеры и музыкальные интернет-обозреватели отписались по этому поводу, скажу и я своё слово относительно вчерашней презентации и автограф-сессии группы Ю-Питер, приуроченной к выходу нового альбома "Богомол".

Почему-то так повелось, что я всегда обращаю пристальное внимание на любые проявления творческой активности Вячеслава Бутусова. И практически всегда критически воспринимаю выдаваемый им продукт. Вот и в этот раз впечатления мои оказались отнюдь не однозначными:)

Конечно, я рад, что некогда самый важный для меня исполнитель и автор продолжает предпринимать попытки родить некий пост-шедевр. Если говорить конкретно о Ю-Питере, то это уже их третья попытка. Дебютный альбом 2003-года "Имя рек" радовал прозрачностью аранжировок, укутанных в вязкие клавишные и игривые духовые Олега Сакмарова. К слову, вскоре после записи альбома покинувшего группу. Однако посыл, идея альбома была размыта и сложно определяема. Последовавшая в 2004-м "Биографика" удивила массовой направленностью как музыки, так и текстов. Этот продукт формата Русского Радио группе помогал делать продюсер Евгений Курицын, прежде работавший с Тату. И это не могло не отразиться на песнях: чего только стоят такие всенародно любимые и локально презираемые поклонниками Нау хиты, как "Песня идущего домой" и "Девушка по городу". И вот - новый шаг.

К моему удивлению, количество желающих получить свежую работу с автографом, пришедших в магазин "Настроение" на Тишинской площади, существенно перевалило за сотню. В торговом зале уже играли песни с нового альбома. За что сразу же уцепилось ухо, так это за аранжировочный минимализм, присущий Ю-Питеру последних лет, когда группа превратилась в трио. И если на "Биографике" компьютеры и клавиши Курицына ещё привносили в звучание группы некое ощущение современного полугитарного-полуэлектронного флера, то на этом альбоме - первом, записанном усеченным составом "Бутусов-Каспарян-Кулаков", - архаичность звучания группы практически никак не маскировалась иностранным продюсером с забавной фамилией Киндер. Плюс эта страсть Каспаряна, возникшая в последние годы, практически не использовать для своих гитар какие-либо примочки... Разнообразия, мягко говоря, не прибавляет.

С другой стороны, нельзя было не обратить внимание на очень приличное "нездешнее" качество записи и сведения "Богомола", записывавшегося в Испании и доведенного до ума в Германии. Вот это - явная сильная сторона альбома, то, что роднит его с наутилусовским альбомом "Наугад" 90-го года, также сделанного при помощи немцев.

Появились музыканты, и публике дали возможность задать кумирам вопросы. Всё началось с комплиментов и благодарностей со стороны зрителей А дальше Вячеслав, как всегда, с умным видом лил воду, периодически срываясь в смех от своих же специфических и не всем понятных "бутусовских" шуток. Ну и отвечал на ряд обычных для таких ситуаций вопросов типа: будет ли тур в поддержку альбома, какая песня самая любимая, почему записывались в Испании, а не в модной нынче у музыкантов Англии и т.д. А моё неоднозначное впечатление от музыки Вячеслава последнего десятилетия вылилось в такие же неоднозначные вопросы (по понятным мне причинам своей "шершавости" не включенные в музыкальные новостные ленты). В общем, немного разбавил восторженно-дипломатичный тон общения с музыкантами:)

Спросил у Кулакова, почему его игра на барабанах в Ю-Питерских альбомах отличается какой-то нарочитой простотой. Ровная профессиональная игра без особого использования каких-то интересных сбивок и ритмов. Учитывая минимальный состав коллектива, это могло бы значительно разнообразить саунд группы. И уточнил, насколько его идеи относительно аранжировок воспринимаются Каспаряном и Бутусовым. Евгений ненавязчиво отмазался, сказав, что тянуть одеяло на свой инстумент не хочет, старается избегать всяческих острых углов в аранжировках, а все его идеи группой, как правило, принимаются. Тут хочу заметить, что после прослушивания альбома, хочу взять свои слова обратно, потому как барабаны на нём звучат наиболее интересно из всех трех пластинок Ю-Па: достаточно и "мяса" и "железа":) Только вот тонкости не хватает. Но таков уж материал.

Надо сказать, что если вся ритмическая часть на альбоме придумана и сыграна Кулаковым, то практически вся музыкальная на этот раз легла на плечи Юрия Каспаряна. Он играет на альбоме и на привычной соло-гитаре, и на непривычном басу. Причем непривычный инструмент в руках гитариста звучит качественней, чем у прежнего басиста и по совместительству лидера. Бутусов на этот раз ограничился только авторством, вокалом и ритм-гитарой. Продюсер Беньямин Киндер достаточно профессионально сыграл в двух песнях на басу, спел бек в одной и эпизодически вплел в композиции практически незаметные клавишные. А директор группы Иннокентий Минеев несколько раз сыграл одну ноту на флейте в самой сильной, пожалуй, песне "Скажи мне, птица". Авторство текста этой композиции, однако, принадлежит молодой поэтессе Кате Файн.

И вот что хочется сказать ещё после прослушивания альбома. Это первая абсолютно концептуально и стилистически выдержанная работа группы. Она о тщетности суетного мира, о стремлении к свету, простоте и чистоте. Поэтому квинтессенцией всего альбома можно назвать заглавную песню "Израяврай", а ключевыми такие композиции, как уже упомянутая выше "Скажи мне, птица", "Исполин", "Там" и "Вселенская". Из всего, что было у Ю-Питера, эта пластинка ближе всего всего к понятию цельности и целостности. И всё же что-то не дает мне покоя и не позволяет назвать её совершенно таковой. И, наверное, разгадку следует искать в ответе музыкантов на мой второй вопрос, с претензией на каверзность:)

Я напонил Бутусову и Каспаряну об их давних совместных и сольных проектах "Драконовы ключи", "Незаконнорожденный", "Звездный Падл", "Овалы" носивших явно некоммерческий характер, тяжёлых для восприятия массовым слушателем, но при этом отличавшихся безусловной оригинальностью и нешаблонностью. Короче, неформат. И попросил прокомментировать, является ли доступность и куда, как более массовая направленность песен Ю-Питера следствием определенного компромисса со вкусом большинства или же это так изменилось их мировоззрение и видение музыки со времен тех проектов. Вячеслав расставил всё точки над i. Ответ был таков: "Это только вершина айсберга всего компромисса!"

Конечно, если сильно постараться, то это заявление можно трактовать по-разному, но думаю, что, в целом, смысл понятен. Вот почему Ю-Питер так и не написал ни одной песни, перевернувшей сознание больше, чем песни с "Разлуки". Кто-то из мудрых сказал, что музыкант от Бога верит себе и верит музыке, уважает себя и уважает музыку. И поэтому эта искра веры проникает в другие души. Тогда, в середине 80-х, по собственному признанию, Вячеслав верил, ощущал кураж и меньше думал о том, как воспримет его детище слушатель. Просто он верил и его перло. А компромиссы в этом деле так же губительны, как рюмка водки для "зашитого" алкоголика: допустишь слабость, испытыешь некое удовольствие, а дальше соблазн снова предаться удовольствию всё сильнее и сильнее, по при этом верно катишься по наклонной.

Тем не менее, это лучший альбом Ю-Питера и я желаю команде исключительно роста и развития. Кстати, Бутусов проговорился, что, возможно, вскоре состав группы расширится, потому что он ощущает необходимость "усилить обаяние" коллектива. Ну, вот это уж точно хорошая новость!